Какую деятельность осуществляют доверенные лица
Статья 43. Статус доверенных лиц
1. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение пяти дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата, избирательного объединения устанавливается законом.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 43 (в ред. ФЗ от 29.05.2023 N 184-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 29.05.2023.
4. Полномочия доверенных лиц, в том числе указанные в пункте 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, прекращаются одновременно с прекращением агитационного периода, а также досрочно по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 29.05.2023 N 184-ФЗ)
Какую деятельность осуществляют доверенные лица
Все материалы сайта доступны по лицензии:
рировано ни одного единого списка кандидатов или будет зарегистрирован только один единый список кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В этом случае голосование в одномандатном избирательном округе проводится во второе воскресенье марта 2007 года, а дата голосования в едином краевом избирательном округе определяется временной избирательной комиссией с учетом сроков формирования Законодательного Собрания, установленных частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».
РАЗДЕЛ V СТАТУС КАНДИДАТОВ
Глава 21. Статус кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Положением.
2. От имени кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе единого списка кандидатов — также уполномоченные представители и доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
3. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Положении понимаются действия, предусмотренные пунктом 5 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
4. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах депутатов Законодательного Собрания освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
5. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, единого списка кандидатов и (или) избрания кандидатов.
6. Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
7. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов установлены статьей 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Глава 22. Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений
1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов только по одномандатному избирательному округу, вправе назначить до десяти доверенных лиц, а избирательное объединение, выдвинувшее единый список кандидатов, — до 30 доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется соответствующей избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. В этом заявлении (представлении) указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий) каждого доверенного лица.
2. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные или муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
3. Доверенные лица получают в соответствующей избирательной комиссии удостоверения. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя. На период осуществления полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставить доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск.
4. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в соответствующую избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомив об этом кандидата (избирательное объединение), назначившего (назначившее) данное доверенное лицо.
5. Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией и прекращаются вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса всеми кандидатами, включенными в состав единого списка кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.
Глава 23. Уполномоченные представители кандидатов по финансовым вопросам
1. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также полномочия уполномоченного представителя. Регистрация уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам осуществляется окружной избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата и указанной доверенности при предъявлении уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Срок полномочий уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам начинается со дня его регистрации и истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае если в соответствии с федеральным законом, настоящим Положением ведется судебное разбирательство с участием соответствующего кандидата — со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения.
2. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат может передать ему следующие полномочия:
а) открытие специального избирательного счета;
б) распоряжение средствами избирательного фонда;
в) учет средств избирательного фонда;
г) контроль за поступлением средств в избирательный фонд и их расходованием;
д) право подписи на расчетных документах;
е) составление первого и итогового финансовых отчетов;
ж) иные полномочия (при необходимости).
3. Кандидат вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и представив письменное заявление в окружную избирательную комиссию. Копия указанного заявления направляется кандидатом в филиал Сберегательного банка Российской Федерации, иную кредитную организацию (филиал), где кандидат открыл специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда. Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей главы.
Глава 24. Выбытие кандидатов, отзыв единых списков кандидатов
1. Кандидат, выдвинутый в составе единого списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования (а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств — не позднее чем за один день до дня голосования), кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, не позднее чем за пять дней до дня голосования (а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств — не позднее чем за один день до дня голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Указанное заявление не подлежит отзыву. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры, выдвинут в составе единого списка кандидатов, временная избирательная комиссия в течение двух суток исключает кандидата из этого списка, при этом, если кандидат представит указанное заявление до заверения указанного списка, временная избирательная комиссия исключает его из списка до такого заверения. Если кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу и подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, окружная избирательная комиссия в течение двух суток принимает решение об аннулировании его регистрации.
2. Орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении единого списка кандидатов, вправе отозвать этот список кандидатов, подав не позднее чем за пять дней до дня голосования письменное заявление во временную избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. Если единый список кандидатов был зарегистрирован, временная избирательная комиссия в течение двух суток принимает решение об аннулировании его регистрации.
3. Избирательное объединение в порядке и по основаниям, которые предусмотрены его уставом, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им единого списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, выдвинутый в составе единого списка кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования. Не допускается включение в единый список кандидатов лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение кандидатов в едином списке, кроме случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия или исключения некоторых кандидатов.
4. Если ко дню голосования в одномандатном избирательном округе не будет зарегистрировано ни одного кандидата либо будет зарегистрирован только один кандидат, а равно если в едином краевом избирательном округе не будет зарегистрировано ни одного единого списка кандидатов или будет зарегистрирован только один единый список кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, единых списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. В этом случае голосование в одномандатном избирательном округе проводится во второе воскресенье марта 2007 года, а дата голосования в едином краевом избирательном округе определяется временной избирательной комиссией с учетом сроков формирования Законодательного Собрания, установленных частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».
5. В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов, единого списка кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру или избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата, зарегистрированный единый список кандидатов либо в связи с тем, что регистрация кандидата, единого списка кандидатов была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией на основании пункта 4 или 5 главы 53 настоящего Положения (за исключением аннулирования регистрации из-за выбытия кандидата из единого списка кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), все расходы, понесенные временной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания, возмещаются за счет такого кандидата, избирательного объединения.
6. Под обстоятельствами, вынуждающими кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата или его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение отозвать единый список кандидатов, понимаются выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам (в том числе в связи со смертью) всех кандидатов, включенных в общекраевую часть единого списка кандидатов, или более чем 50 процентов кандидатов из единого списка кандидатов.
РАЗДЕЛ VI ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Глава 25. Информационное обеспечение выборов депутатов
Законодательного Собрания. Информирование избирателей.
Опросы общественного мнения
1. Информационное обеспечение выборов депутатов Законодательного Собрания включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.
2. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Положением. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших единые списки кандидатов.
3. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.
4. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания, сроках и порядке совершения избирательных действий, об избирательных объединениях, о кандидатах, единых списках кандидатов, а также о законодательстве Российской Федерации о выборах осуществляют избирательные комиссии.
5. Организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, свободны в своей деятельности по информированию избирателей, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Положением.
6. В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются кандидатами, избирательными объединениями. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, в том числе по времени освещения их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений.
7. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов Законодательного Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период избирательной кампании и в течение одного года после ее окончания, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
8. В день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа запрещается опубликование (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).
9. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами депутатов Законодательного Собрания, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, территорию, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование). В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов депутатов Законодательного Собрания, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).
Глава 26. Организации телерадиовещания и периодические печатные издания, используемые для информационного обеспечения выборов депутатов Законодательного Собрания
1. Информационное обеспечение выборов депутатов Законодательного Собрания осуществляется с использованием ре
Какую деятельность осуществляют доверенные лица
21.07.2021 17:04 изменено
Кандидат или партия, выдвинувшая кандидатов, имеют право назначить доверенных лиц.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц, при этом кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить до 20 доверенных лиц.
В соответствии с Календарным планом по выборам депутатов Государственной Думы восьмого созыва регистрация доверенных лиц, назначенных выдвинувшей федеральный список кандидатов политической партией, а также выдвинутым по одномандатному избирательному округу кандидатом, происходит в течение пяти дней после дня поступления письменного представления политической партии о назначении доверенных лиц (вместе с заявлениями граждан о согласии быть доверенными лицами), но не ранее принятия решения о заверении федерального списка кандидатов.
Доверенными лицами не могут быть граждане России, являющиеся кандидатами на выборах, судьями, членами избирательных комиссий и работниками аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на соответствующий период.
Важно: доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначивших их политической партии, кандидата. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
Какую деятельность осуществляют доверенные лица
Юридические отношения, возникающие на основании доверенностей, регулирует ГК РФ (ст. 185-189).
Доверенность — документ, дающий право совершать действия от имени компании или представлять её интересы. Доверенность можно оформить как на физическое, так и юридическое лицо.
Доверитель — тот, кто передаёт полномочия, например, учредитель, руководитель компании или индивидуальный предприниматель.
Доверенное лицо или представитель — тот, кому передают полномочия.
Предприниматель может передать представителю право
- подписывать договоры, первичную документацию,
- сдавать отчётность в налоговую,
- представлять интересы в суде, государственных учреждениях,
- получать и передавать товарно-материальные ценности (ТМЦ),
- управлять имуществом, банковским счётом,
- закрывать ИП,
- получать корреспонденцию.
Какие бывают доверенности
По объёму полномочий
Разовая. Подходит для однократного действия. С её помощью представитель может, например, один раз забрать товар у поставщика, подписать конкретный договор, получить заказное письмо.
Особенности: выдается на короткий срок, теряет силу после совершения действия и окончания срока.
Специальная. Подходит для ряда однородных действий. Например, позволяет получать товар и корреспонденцию в течение определенного периода.
Особенности: выдаётся на длительный срок, теряет силу после его окончания.
Генеральная. Предоставляет доверенному лицу неограниченный спектр полномочий по хозяйственным и финансовым вопросам. Позволяет ему управлять компанией от имени доверителя, не конкретизирует виды сделок.
Особенности: может быть как ограниченной по сроку, так и бессрочной.
Простая. Подходит для большинства случаев. В простой письменной форме с подписью руководителя и печатью выписывают разовые или специальные доверенности.
С помощью простой доверенности можно получить почту, подписать документы, забрать груз.
Образец простой доверенности
Нотариальная. По нотариальной доверенности передают право требовать взыскание долга, а также обязательство выплачивать долг. Заверять доверенность нужно, если представитель заключает договор о передаче доли ООО в залог или совершает другие сделки, для которых обязательно нотариальное заверение.
Придётся идти к нотариусу, если документ безотзывной, с правом передоверия или выдаётся на неограниченный срок. Генеральные доверенности составляются только в нотариальной форме.
Образец нотариальной доверенности
По статусу представителя
Физическому лицу. Представитель необязательно должен быть сотрудником компании. Выписать доверенность можно на кого угодно.
Юридическому лицу. Интересы ООО или ИП может представлять другая компания. При этом указывать конкретного человека не требуется.
Как составить доверенность
Нотариальную доверенность составляет нотариус. В остальных случаях её можно оформить самостоятельно, например, по шаблону из интернета. Главное — указать необходимые пункты в соответствии со стандартами делопроизводства.
Шаблоны доверенностей также можно найти в сервисе Сбера «Юрист для бизнеса». Специалист сервиса также поможет заполнить документ. Если у компании есть бланк с фирменным логотипом и реквизитами, то доверенность выписывают на нём.
В документе должны быть данные доверителя и представителя. У физического лица — паспортные данные, у юридического — полное наименование и коды ИНН, КПП, ОГРН (в генеральной дополнительно ОКПО, ОКВЭД).
Также чётко прописывают, кто и что должен получить или сделать. Важно указать наименование конкретной налоговой, банка или государственного органа, в которые будет обращаться представитель по разовой или специальной доверенности.
Исключение — генеральная доверенность. В ней учреждения можно не конкретизировать. Достаточно указать, что представитель, например, может, перечислять денежные средства в счёт исполнения налоговой обязанности, представлять интересы во всех государственных и муниципальных органах.
Доверенность от имени компании подписывает её руководитель, от имени ИП — он сам. Документ скрепляется печатью, если она есть. При получении ТМЦ в нём также ставит подпись главный бухгалтер фирмы. Такую доверенность иногда заполняют по унифицированной форме М-2. Однако с 2013 года она не является обязательной к применению.
Какие ошибки допускают в доверенностях
Не указывают срок действия. В этом случае доверенность будет действовать в течение года со дня её составления.
Забывают о праве передоверия, когда представителю необходимо передать полномочия третьему лицу. Кстати, сам представитель, передавая права, их не утрачивает.
Игнорируют дату составления доверенности. Без неё документ считается недействительным.
Как выбрать доверенное лицо
Доверенным лицом компании или ИП может быть гражданин старше 18 лет «в здравом уме и твёрдой памяти». Дальше руководитель сам решает, кого и какими полномочиями наделять.
Если благонадёжность сотрудника вызывает сомнения, найти дополнительные сведения о нём можно в сервисе «Проверка физических лиц».
В доверенность можно включить несколько человек — на случай, если кто-то заболеет или уйдёт в отпуск.
Когда выручит доверенность
Рассмотрим конкретные ситуации, в которых предпринимателю может понадобиться доверенность.
Бизнес в селе, офис — в городе
Индивидуальный предприниматель занимается агробизнесом в Краснодарским крае. Он арендует земельный участок площадью 3 га — теплицы и поля, где выращивает овощи и зелень. Хозяйственную деятельность ведет в селе, а административную — в городском офисе.
В полях ИП следит за тем, как ведутся работы, идет отгрузка товара. А в город ездит, чтобы забирать корреспонденцию, вести бухгалтерию, подписывать документы, сдавать отчётность в налоговую.
Наболевший вопрос — почта. Много писем приходит от банков и коммунальных организаций, которые обслуживают его объекты. Это договоры и дополнительные соглашения на предоставление услуг. Их надо переподписывать каждый месяц из-за смены тарифов. Сроки очень важны — эту корреспонденцию нельзя игнорировать.
Каждый день ему надо проезжать 40 км — перемещаться на такое расстояние затратно даже пару раз в неделю. Предприниматель хотел бы сосредоточиться на полевых работах, а остальные дела поручить сестре. Решить проблему помогла генеральная доверенность.
Теперь сестра от его имени получает почту, подписывает договоры с коммунальными компаниями, ведёт дела с налоговой и управляет банковскими счетами. В каждом банке нужно оформлять отдельную внутреннюю доверенность на доступ к счетам. Если бы доверенность была специальной, то она не подошла бы для этих операций.
Водитель забирает груз 2 раза в месяц
Общество с ограниченной ответственностью производит лаки и краски. Небольшой производственный цех расположен в Архангельске. Товар в основном продают региональным партнёрам и доставляют собственными силами.
У компании появился новый покупатель из Удмуртии. В месяц ему надо отгружать две партии. Для доставки товаров в другой регион ООО решило воспользоваться услугами транспортной компании, у которой филиалы по всей России.
Первый месяц директор выписывал на водителей разовые доверенности. Потом стало понятно, что за грузом приезжают одни и те же 2 человека. Оптимальным вариантом стали специальные доверенности сроком на год, оформленные на этих водителей.
Директор оказался в больнице
Общество с ограниченной ответственностью занимается строительно-отделочными работами внутренних помещений и находится в Ставропольском крае. В перечень услуг входят ремонт стен, пола, потолка и замена окон. В месяц компания берёт 2-3 заказа.
Она также участвует в тендерах на ремонт государственных и муниципальных объектов. Очередной тендер ООО выиграло в Сочи. По условиям требовалось заменить окна в школе.
Когда пришло время бригаде и директору выезжать на заказ, он оказался в больнице с сердечным приступом. Генеральную доверенность оформили на сына руководителя, который работал в той же компании. Она позволила подписать договор на проведение работ и акт приёма-передачи.
Как отозвать доверенность
Действие доверенности не прекращается при увольнении руководителя или в связи с его смертью. Причина — документ оформляется не от имени главы компании, а от действующего юридического лица.
Доверенность всегда можно отменить. Хорошей практикой считается ведение реестра доверенностей, с указанием сроков выдачи и объема прав. По нему легче найти представителя.
Как аннулировать доверенность, оформленную нотариусом:
- Обратитесь к нотариусу, оформившему доверенность.
Как отменить простую доверенность:
- Письменно уведомите доверенное лицо о прекращении его полномочий и попросите вернуть выданный документ.
Составляются приказ — распоряжение об отмене доверенности и извещение — оно направляется представителю. Организации, с которыми представитель работал по доверенности, тоже следует предупредить об отзыве.
Если представитель не выходит на связь, уведомить его можно через внесение сведений в реестр распоряжений об отмене доверенностей. Он считается уведомлённым на следующий день после внесения.
Иногда компании составляют акт о невозврате доверенности. Например, когда документ утерян. Но это необязательное условие. Нужен ли акт — каждый руководитель решает сам.
Если представитель после уведомления не вернул документ, то отменить его можно через объявление в изданиях, которые публикуют сведения о банкротстве. По истечении 1 месяца со дня публикации доверенность теряет юридическую силу.
Главное
Чтобы выбрать вид доверенности, надо отталкиваться от полномочий. Разовая — для одного действия, специальная — для нескольких, генеральная — для широкого спектра полномочий.
У нотариуса придётся заверять генеральные, безотзывные, бессрочные и доверенности с правом передоверия.
Проще всего составить доверенность по готовому шаблону из интернета или специальных сервисов.
️ Генеральные доверенности руководители ООО и ИП предпочитают выписывать на родственников — так проще вести бизнес вместе с ними.
Без доверенности не обойтись, когда руководитель находится в одном городе, а его фирма — в другом, или когда он не может управлять бизнесом по состоянию здоровья.
️ Если доверенность утратила силу или нужно её отменить — доверителю желательно забрать её у представителя. Если представитель не хочет расстаться с доверенностью по доброй воле — начать процедуру отзыва.