Мамино детство. Рига и гумно
Как-то я спросил маму, чем отличается понятие «гумно» от понятия «рига»? Я слышал, что они связывались в прошлом с обработкой урожая зерновых. Из детства в деревне я помнил, что там было большое бревенчатое здание, уже заброшенное в конце 50-х годов. И его называли рига. В колхозе уже убирали и обмолачивали урожай с помощью комбайнов. А в рассказах мамы о своем довоенном детстве иногда мелькали слова — гумно или рига. Решил я с этим разобраться.
На сайте https://ru.wikipedia.org/wiki/Гумно (Википедия) нашел определение:
Гумно — огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зерна. На гумне может стоять деревянное сооружение, называемое рига или овин, в котором сушатся снопы и молотится зерно. Также для молотьбы зерна может быть возведён отдельный деревянный сарай, называемый клуня. Иногда под гумном понимают одно большое деревянное сооружение, построенное для вышеперечисленных целей. В больших хозяйствах для надсмотра за гумном назначается человек, называемый гуменщиком или гуменным.
На Новгородском сайте http://www.novgorod.ru/ приведена статья с описанием этих понятий и фотографиями. Так как Псковские земли осваивали выходцы из Новгорода, то технологии и культура этих русских земель близки. В указанной статье сказано:
«Гумна — производственные постройки, предназначенные для сушки и обмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха). На Новгородчине они почти полностью исчезли, хотя когда-то были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук. Богатые или среднего достатка хозяйства имели собственные гумна, хозяйства победнее имели гумно на два-три двора…». Там же приведено фото гумна, которое было похоже на то колхозное, которое я видел в детстве в Озерцах Гдовского района.
Я спросил маму, чем отличается гумно от риги? Она рассказала следующее.
Когда они жили на хуторе Белый, то там у них был большой участок земли (около 2 га или две десятины по тогдашнему). Там стоял их дом с хозяйственными постройками во дворе (сараи, хлев для скота и птицы). За ними поля для огорода и посевов. Здание гумна и риги стояло на границе участка у дороги на Максимов хутор. Эту землю взял в аренду у князя Салтыкова после 1861 года (а может и раньше) ещё мамин прадедушка,имени которого она не знала. Земля принадлежала семье её бабушки Анны и её сёстрам. Жители хутора Белый жили уже тогда вольно и не бедно. Каждый двор имел свою ригу.
Так вот гумно – это своего рода крытый ток с большими воротами, чтобы через них можно было въехать на телеге, на которую высоко нагружены снопы сжатых зерновых или льна. Пол в гумне был ровно покрыт глиной. Здесь из снопов с колосьями добывали зерно.
Рига – это помещение с большой печью и антресольными полками из тонких бревен. Между бревнами полок были зазоры для прохода теплого воздуха, поднимающегося снизу от печи к крыше. На эти полки укладывали снопы (вернее ставили колосьями вверх) для высушивания, если погода была сырая, или для досушивания после сушки в поле на солнце. В поле снопы долго сушиться не могли, т.к. колосья могли перезреть и осыпаться. Под свесами крыши в стенах делали небольшие окна – продухи, чтобы создавалось проветривание.
Теперь становится понятно — почему ригу строили в стороне от дома. В ней топили печь и от любой искры или неосторожности легко могла загореться солома в снопах. А за ней могло сгореть все хозяйство, и, даже, весь хутор. А вокруг стояли дремучие леса.
После сушки снопы развязывали и выкладывали на полу в круг колосьями к центру круга для обмолота – выбивания зерен из колосьев. В новгородской статье сказано:
«Молотили обычно несколько человек, от 4 до 8. Снопы расстилали на полу (раньше любой пол или настил на улице назывался мостом). Укладывали в два ряда колосьями друг к другу и внахлест. Работники выстраивались в два ряда у комлей снопов (развязанных!) лицом друг к другу. И по команде (иногда молчаливой) опытного крестьянина включались в работу. Важно было выдержать ритм. Ударяли цепами порознь, чтобы не задеть друг друга, что случалось крайне редко, и не ударить цепом о цеп.»
То есть по новгородской версии снопы укладывали не в круг, а в два параллельных ряда.
А в гумне на хуторе Белый и в Озерцах для обмолота люди становились в круг с цепами. Цеп – это палка как у косы, на конце которой вместо косы на ремне или цепи крепилась (болталась) колотушка – не длинная палка, которой били по колосьям. При круговом обмолоте люди становились боком к снопам друг за другом. Мама говорила, что все одновременно наносили удар цепом по колосьям. Затем все одновременно продвигались на шаг и снова наносили удар. И так далее.
Затем граблями с длинными деревянными зубьями обтряхивали колосья, а солому убирали. В кругу оставались колосья с остями, зерна и сорняки. Все это собирали и ссыпали на черновой грохот в гумне – это большое сито на веревках с большими ячейками и большими размерами – около 2 метров. Здесь отсеивали сорняки. Потом веяли на грохоте для отсева остей. Обычно грохот подвешивали в проеме ворот, чтобы ветром сдувало ости и шелуху. Добивались получения зерна без колосьев, остей, но в полове (наружной шкурке зерна).
В новгородской статье сказано:
«Теперь вряд ли кто увидит старейший способ ручной молотьбы. Он отмер, уступив место комбайну, но пройдя несколько промежуточных временных этапов, связанных с механизацией обмолота, провеивания зерна, мятия льна, конопли и некоторых других небольших работ…
Молотилки, веялки, льномялки появились уже к началу XX столетия. Но их было крайне мало. Принадлежали эти механизмы, приводимые в движение вручную, обычно помещикам или очень богатым крестьянам, кулакам. Позже, при колхозах таких "ручных" механизмов стало больше. Затем в послевоенные годы широкое распространение получили приводы на бычьей и конной тяге. Рядом с гумном, обычно сбоку, устанавливался вертикальный вал с очень большой горизонтальной шестерней. Шестерня поддерживалась подкосами. Вал внизу упирался в подпятник, вверху удерживался балками и втулкой. К валу приделывались дышла, обычно четыре, но могло быть три или два. К дышлам припрягались лошади. На некотором расстоянии шестерня обносилась дощатой стеной с окошками, стена перекрывалась конусной крышей. Лошади, подгоняемые обычно пацанами, ходили по кругу. Движение шестерни передавалось на цевку, насаженную на горизонтальный вал, а оттуда через отверстие в гумне на те же молотилки, веялки, льномялки…».
В Озерцах в 50-х годах в гумне стоял паровик – паровая машина на колесах, похожая на паровоз. Она использовалась для привода в движение самых разных механизмов в гумне и пилорамы снаружи здания. Для передачи движения здесь применялись длинные ременные передачи с огромными колесами. Паровик в деревню притащили военные, когда освободили Гдовский район весной 1944 года от немцев. Это была «бартерная» операция в обмен на лошадей, которые они забрали для нужд армии в колхозе.
Совершенствование и механизация сельскохозяйственных операций все более исключает ручной труд и технологические приемы. Города могут накормить крупные агропредприятия, оснащенные всеми необходимыми ресурсами. Время мелких хозяйств уходит. Однако тот старинный опыт может пригодиться в форс-мажорных обстоятельствах – крупные катастрофы глобального характера. Вот тогда может и пригодиться опыт выживания наших предков, когда вдруг не окажется нужной техники, складов, производств, транспорта. Когда вдруг еда перестанет появляться в магазине.
В деревне Озерцы, куда семья мамы и с другими семьями с хутора Белый были переселены в 1939 году, здания гумна и риги до войны были скотными дворами. В отдельном здании был телятник, а там, где после войны было гумно и пилорама, был скотный двор для взрослого стада коров. Свинарник был у озера там, где из него вытекала наша речка. Овчарни для овец были на дальнем конце деревни за часовней рядом с конюшней. Поэтому в районе лесопилки было поле без леса. Здесь был выгон для скота.
В моем детстве в 50-х годах детей в деревне было много, особенно летом, когда сюда приезжали семьи из Питера с детьми в отпуск и на каникулы. Питером тогда мои родственники называли тогда город Ленинград. Может быть это народное название города пошло со времён царя Петра Великого. Тогда этот город называли Санкт-Питербург, а самого царя Петра его приближённые называли на немецкий манер — Питэр.
Лучшим местом для наших игр у нас было здание риги. Здесь было много разных мест для игр "в прятки" и "в войну". а ещё рядом со зданием риги был всегда огромный навал бревен для распиловки на пилораме. Нам нравилось кататься на тележках пилорамы по рельсам. Здесь были горы опилок, пахнущих деревом. В них можно было валяться на солнышке или прятаться.
В начале 50-х, когда мне было года 3-4, я видел, как растапливали топку паровика. Вокруг суетилось много народа. Потом начинало крутиться его огромный шкив диаметром больше метра. Колесо начинало двигать широкие и длинные ремни и колеса, подвешенные на опорах. С колеса паровой машины ремень передавал вращение на другие колёса. Для передачи вращения на пилораму колхозные умельцы дядя Лёша и дядя Август (он был эстонец) приладили зубчатую коническую передачу от старого поломанного комбайна. Это позволило изменить направление движения ремней на 90 градусов и передавать вращение на технику во дворе рядом с ригой. С колеса на стене ремень передавал вращение на колесо пилорамы, стоящей под навесом на улице. Если нужно, то ремни надевали на приводное колесо веялки, льномялки или механического сита, или для вращения жерновов мельницы, когда нужна была мука.
В начале 60-х мой дядя Леша работал трактористом и на тракторе «Беларусь» они с деревенским умельцем Августом придумали, как заменить паровик. В тракторе из коробки передач вывели конец вала. На него насадили шкив под широкий ремень. Надевали ремень на этот шкив, заводили двигатель трактора на холостом ходу и шкив начинал вращаться и ремнями приводили в движение пилораму или мельницу для помола муки. Надо сказать, что в 1962 году в деревне еще не было электричества. Вот так народ находил решение проблем.
РИГА — это. Значение слова РИГА
РИ́ГА, -и, женский род
Постройка для сушки снопов с местом для обмолота. Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами. Н. Некрасов, Крестьянские дети. Прямо перед его глазами стояла большая рига с крепкими тесовыми воротами. Эртель, Гарденины.
Оцените этот блок: 👍 0 👎 0
Ри́га (латыш. Rīga [ˈriːɡa] ) — столица Латвии и самый крупный город стран Балтии с численностью населения 605 802 человекa (2022 год). Политический, экономический и культурный центр страны.
Находится на обоих берегах реки Даугавы (Западной Двины) при её впадении в Рижский залив.
Рига долгое время была ганзейским городом, здесь соседствуют здания различных стилей от средневековой архитектуры старого города до модерна (свыше 800 зданий) и современной архитектуры. Исторический центр города внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рига (постройка)
- Ри́га — хозяйственная постройка с печью для сушки и обмолота снопов зерновых культур, используемая в сельском хозяйстве на Русском Севере до середины XX века.
Представляла собой высокий (до 20 венцов) сруб площадью около 30—40 м² с полом из уложенных на балки деревянных плах, с потолком в виде сплошного бревенчатого наката, низкими дверями и окнами-отдушинами. Печь (часто «чёрная») располагалась, как правило, рядом со входом.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Соломенный дом — метод натурального строительства зданий из строительных блоков из прессованной соломы. Дома, построенные из соломы, зачастую строятся в различных экологических посёлках, демонстрационных проектах и т. д.
Гумно с ригой
Гумна — производственные постройки, предназначенные для сушки и обмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха). На Новгородчине они почти полностью исчезли, хотя когда-то были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук. Богатые или среднего достатка хозяйства имели собственные гумна, хозяйства победнее имели гумно на два-три двора.
Коллективизация привела к объединению и перестройке гумен из малых в большие. В послевоенные 50-70-е годы потребность в гумнах стала отпадать. Они либо заброшенные разрушались, либо разбирались на дрова, либо приспосабливались для других нужд, например, как сараи для хранения сена, соломы, как конюшни и прочего. Вместо гумен появились комбайны, значительно облегчающие крестьянский труд. Они косят, молотят, грузят зерно на автомашины, солому сбрасывают в большие кучи, которые можно скирдовать или отвозить в хранилища, те же сараи.
Однако при такой жатве и обработке зерновых имеются два недостатка. Первый может быть вызван плохим дождливым летом, когда зерно и солома окажутся сырыми. И то и другое может заплесневеть, загнить. Второй недостаток — поломанная и помятая солома, которую можно использовать только на подстилку для скота или в смеси с травами и другими добавками для корма. Для каких-либо поделок, например, для кровель на производственных и хозяйственных постройках солома после комбайна уже не годилась. Соломенные же кровли сохранялись ничуть не меньше по срокам, чем щеповые, драничные и тесовые.
Гумна имеют довольно древнее происхождение. Когда они появились у восточных славян, будущей Руси, сказать невозможно. Может, им предшествовали простейшие тока — широкие и длинные площадки, вымощенные утрамбованной глиной. В некоторых местах они «дожили» до XX столетия. Влажные снопы в этом случае сушились на вешалах, специальных приспособлениях, из горизонтально уложенных жердей, как изгородь, только реже и выше, или из толстых сосновых жердей с сучьями, обрубленными не до основания, а оставленных длиною в 25-35см. Жерди с сучьями заострялись снизу и вбивались в землю. Снопы вешались на сучья колосьями вниз.
Гумна обязательно имели крышу и как минимум два помещения. Одно из них, малое, служило сушильней. В зависимости от устройства оно называлось либо овином, либо ригой. Овин не имел печи. В помещении отрывалась глубокая (от 1,5 до 2м) яма с отступом от стен. Если грунт был песчаный и осыпался — устраивали бревенчатые стенки. Сушильная камера имела два перекрытия. Одно приподнятое над землей, другое под крышей. Обычно это бревенчатый накат, сплошь смазанный глиной. Дрова жгли в яме, куда вела небольшая дверца и лестница. Камера отгораживалась от места для кострища невысокой бревенчатой стеной с прозорами для пропуска горячего воздуха и дыма. Для сохранения тепла в овине или риге бревна укладывались на мох, чердачное перекрытие также утеплялось.
В сушильной камере делались балки и по ним из толстых жердей свободно укладывались колосники. На них-то и укладывали снопы для просушки. В стенах овина и риги под потолком прорубали небольшие оконца типа волоковых, которые затыкали ветошью и раскрывали после просушки партии снопов для выпуска дыма.
Со стороны гумна в сушильную камеру вела вторая небольшая дверца для загрузки и выгрузки снопов.
Рига отличается от овина устройством в ней печи, которая бывает самых разных форм и размеров. Повторений не приходилось встречать. Яма в риге не отрывалась. Все остальное устройство такое же, как и в овине. Поскольку овинов почти не сохранилось, — жители, даже старики и старушки, переносят часто название овина на ригу. Это не верно.
Помещение сушильни обычно делается значительно уже гумна. Оно может располагаться по продольной оси всего здания или быть смещено. Крыша на ней обычно выше, чем на гумне.
Гумно — обширное срубное помещение под крышей, но с невысокими стенами. Потолка не имеет. Зато имеет добротный пол из плотно подогнанных, часто пропазованных пластин. Ни одно зерно не должно провалиться сквозь него на землю.
В этом помещении устраивались обычно друг против друга двое ворот. Примыкали они к риге. Перед воротами снаружи делались пологие взвозы — поперечные настилы по бокам. Верх пластин слегка протесывался. Воз со снопами въезжал в одни ворота, останавливался против риги, разгружался и выезжал в противоположные ворота. Таким же образом вывозились и обмолоченные снопы. В этом проезде обычно не молотили. Молотили дальше, в глубине помещения.
Теперь вряд-ли кто увидит старейший способ ручной молотьбы. Он отмер, уступив место комбайну, но пройдя несколько промежуточных временных этапов, связанных с механизацией обмолота, провеивания зерна, мятия льна, конопли и некоторых других небольших работ.
Молотили цепами. Цеп — простейший инструмент. Это длинная высушенная еловая палка (как у оглоблей или косы). На ее тонком конце по кругу сделан небольшой надрез. По надрезу скользит прошитый кожаный ремень, к концу которого жестко крепится березовая колотушка, круглая, но значительно толще длинной рукояти. Поднимая и опуская, одновременно вращая, колотушкой ударяют по снопам.
Молотили обычно несколько человек, от 4 до 8. Снопы расстилали на полу (раньше любой пол или настил на улице назывался мостом). Укладывали в два ряда колосьями друг к другу и внахлест. Работники выстраивались в два ряда у комлей снопов (развязанных!) лицом друг к другу. И по команде (иногда молчаливой) опытного крестьянина включались в работу. Важно было выдержать ритм. Ударяли цепами порознь, чтобы не задеть друг друга, что случалось крайне редко, и не ударить цепом о цеп.
При слаженной работе звучала своеобразная музыка, поскольку звуки выходили у каждого свои. Люди при этом часто разговаривали, иногда и пели.
Сейчас современная эстрадная музыка буквально заражена ударной ритмикой. Без нее она ничто. Это какая-то болезнь, эпидемия. Мне приходилось слушать музыку молотьбы и даже, иногда, участвовать в ней. Да поверит мне читатель, что современные эстрадные ударные ритмы ничто по сравнению с музыкой молотьбы. Они примитивны и даже убоги. Слушаешь их и хочется.
Молотилки, веялки, льномялки появились уже к началу XX столетия. Но их было крайне мало. Принадлежали эти механизмы, приводимые в движение вручную, обычно помещикам или очень богатым крестьянам, кулакам. Позже, при колхозах таких «ручных» механизмов стало больше. Затем в послевоенные годы широкое распространение получили приводы на бычьей и конной тяге. Рядом с гумном, обычно сбоку, устанавливался вертикальный вал с очень большой горизонтальной шестерней. Шестерня поддерживалась подкосами. Вал внизу упирался в подпятник, вверху удерживался балками и втулкой. К валу приделывались дышла, обычно четыре, но могло быть три или два. К дышлам припрягались лошади. На некотором расстоянии шестерня обносилась дощатой стеной с окошками, стена перекрывалась конусной крышей. Лошади, подгоняемые обычно пацанами, ходили по кругу. Движение шестерни передавалось на цевку, насаженную на горизонтальный вал, а оттуда через отверстие в гумне на те же молотилки, веялки, льномялки.
Увы, от этих оригинальных и остроумных сооружений ничего (!) не уцелело. Жаль.
Теперь конкретно о гумне с ригой из д.Горбухино. Оно в деревне было не одно. Заброшенные, как и другие хозяйственные и производственные постройки, оно выглядело еще хорошо. Состояло из трех частей: риги и двойного гумна. Задняя часть гумна пристроена была явно позднее, при коллективизации. При этом пожертвовали торцовой наружной стенкой старого гумна, выпилив ее и тем ослабив общую конструктивную жесткость и цельность. К тому же щеповая кровля на крыше пристроенной части прохудилась, стропила распирали стены, и в начале разборки эта часть неожиданно рухнула полностью. Впрочем, ее и не предполагалось перевозить. Пол в ней отсутствовал.
Остальная часть гумна более старая, но не одновременная. Рига по всем признакам (состояние древесины, цельность сруба, самцово-слегово-стропильная конструкция крыши, полуобрушенная глинобитная печь и некоторым другим) срублена раньше гумна. У гумна же части у боковых ворот, примыкавшие к риге, оказались собранными из разнородного материала, бывшего когда-то в другой постройке и нового, более свежего, чем в риге.
Можно предположить, гумно до колхоза (организован в 1933г.) обслуживало две-три крестьянских усадьбы и ремонтировалось, по меньшей мере, два раза. В первый раз сменили драничную кровлю на щеповую. Тогда же, возможно, пристроили и гумно, разобрав прохудившееся и, может быть, меньших размеров. Драницы (около 20 штук) найдены при разборке крыши над ригой. Второй строительно-ремонтный период — 20-е начало 30-х годов XX столетия — увеличение гумна. Тогда же несколько исказили отдельные проемы, расширив их. Конструкция первоначальной крыши на гумне первоначально самцово-слегово-стропильная, что отмечено врубками для куриц и пары стропил.
Гумно стояло за крестьянскими огородами. Музей приобрел его у колхоза для Витославлиц. Мужик, живший напротив его, прознав, видимо, про это, решил запастись дровишками, и стал разбирать некоторые части сушильни в риге. Устраивать с ним разбирательство было поздно. Бревна были уже перепилены, да и командировочное время было ограниченным.
Разборка и перевозка гумна проводилась в декабре 1981 годы (с21 по 29). Два дня были потрачены на дорогу туда и обратно. В работе участвовали, кроме автора, архитекторы Попов В.А., Ковалев А.А., прораб Малышев Ю.П. (короткое время), плотники Карташов А.А. (бригадир), Маляров Г.А., Финагин Б.М., Колосов М.П., Михайлов А.П. и Сидоров С.Н.
Дни стояли морозные. Жители жилье не давали. Колхоз отвел нам брошенное и совершенно промерзшее помещение правления колхоза в д.Кирва в 4-х километрах от Горбухина. К концу работы стены и пол отведенной рабочим обители удалось прогреть.
Для очистки дороги от снега и площадки для складирования материала пришлось нанимать местного бульдозериста.
Первый рабочий день плотникам пришлось посвятить оборудованию помещения для жилья: заделывали дыры в окнах, чинили дымоходы в печах, делали топчаны, заготавливали дрова и т.д. Дальше — работа по удалению поздних элементов, разметка, погрузки, отвозки в Витославлицы. Трое архитекторов вели обмеры постройки, фотографирование, отметки в журнале работ, руководили разборкой.
Разработка проекта реставрации не вызывала затруднений. Все основные конструкции гумна и его риги сохранились. Утраченные или искаженные и переделанные части и детали легко восполнялись по уцелевшим остаткам, врубкам и деталям. Посложнее было с крышей. Но над ригой все ее конструкции уцелели. Над гумном врубок и отпечатков на стене и фронтоне риги было вполне достаточно. Кровля запроектирована драничная на основе тех колотых еловых досок, которые найдены на риге. Кстати, в деревне имеется несколько бань, амбаров и пелевен, где кровли до сих пор драничные. Их делали в послевоенные годы. Этот материал был самым распространенным по Новгородчине и в самом Новгороде. Ему уступали даже соломенные и тростниковые кровли.
Обмерные чертежи и проект реставрации выполняли те же три архитектора.
Место для гумна определено в северо-восточном секторе за будущей улицей и огородами. Строительные работы начаты с большим опозданием. Начиная с 1981-82гг. НСНРУ (Новгородское специальное научно-реставрационное управление) резко снизило темпы ремонтно-реставрационных работ в Витославлицах. В лучшем случае работают 3-5 плотников и то не более 3-х месяцев с перерывами. Порой работы вообще затихают, тем более что финансирования их почти нет.
Реставрация гумна началась лишь осенью 1985г. с закладки столбчатых фундаментов, после перевозки спустя почти 4 года. И шла очень медленно. Все операции выполнялись в соответствии с проектом, сопровождались надзором и руководством научного руководителя. И. до сих пор не закончены. Не доделана глинобитная печь, не завершено минимальное благоустройство у стен памятника и. не сделана постоянная драничная кровля. Постройка и посетители довольствуются. временной рубероидной, как и на двух житницах. Короче, памятник не введен в число действующих экспонатов уже более 15 лет. Такое положение ни объяснить, ни оправдать невозможно. Кто-то за это должен нести ответственность.
Часовня из Гари, житницы из Борихина и Лямцины, кузница из Спас-Пископца, гумно из Горбухина и не собранная еще изба из Усть-Кирвы обозначили основные контуры северо-восточного сектора. Нужно закончить реставрацию свезенных памятников и привезти предусмотренные проектом. Лишь в этом случае западная часть музея Витославлицы получит хоть не совсем полное, но завершение. В ином случае Новгороду не стоит гордиться, тем более хвастаться своим музеем народного деревянного зодчества.