Всё, что нужно знать о протекционизме
Протекционизм в своем классическом варианте представляет собой веру в то, что пошлины (заградительные барьеры) для иностранных товаров могут увеличить национальное богатство и создать производства. Свободная торговля же считается разорительной. Эта вера, вероятно, происходит из учения меркантилизма — стремлении свести импорт к минимуму, а экспорт к максимуму, с тем, чтобы сосредоточить запасы денег внутри страны и не дать им выйти за её пределы. Но в сущности классический протекционизм является охранительной политикой производств, чьи владельцы смогли пролоббировать свои интересы в институте государства, с тем, чтобы избавиться от иностранной конкуренции и повысить цены для внутренних потребителей.
Классический протекционизм (в виде пошлин на иностранные товары) подается как забота о рабочих и вообще простом народе. Но, в действительности, история доказывает, что это ложь, поскольку пошлины устанавливались на товары широкого потребления и материалы, которые используются в производстве этих товаров и в этом отношении протекционизм такого типа схож с установлением акцизов, которые так же подаются под соусом борьбы с роскошью, а на деле устанавливаются на те товары, которые потребляются рабочими. Например, Я.В. Новиков, переводчик американского социолога и экономиста У. Самнера, в предисловии к нему приводит такой пример из истории американского протекционизма: «Пошлину с простых шерстяных тканей клика возвысила на 100, тогда как с тонких только на 10 процентов; пошлину с подкладочной ткани для платья простого народа она удвоила, тогда как с шелковой для фраков и визиток оставила без изменения; пошлину с простых носовых платков увеличила на 25, а с шелковых только на 10 процентов; пошлину с простых ковров возвысила на 50, тогда как с роскошных на 18 процентов; синдикат стеклянных заводчиков успел добиться пошлины на оконные стекла в 120–125 процентов; а синдикат фабрикантов, изготовляющих перламутровые пуговицы для простонародных костюмов, — даже в 1400 процентов с их цены!» (Самнер, стр. 7)
Другой формой протекционизма является импортозамещение. Например, политика импортозамещения в России последних лет, формально, должна дать толчок к развитию собственного производства и удешевления товаров. Под «своим» производством подразумевается не столько появление отечественных производителей, сколько принуждение иностранцев размещать производства прямо в России. Но все происходит ровно наоборот, поскольку заставляя иностранных производителей размещать (и инвестировать в российский автопром)свои производства на территории России, последние оказываются перед дилеммой — им не выгодно локализовать производство на таких условиях, с целью обслуживать только российский рынок. Гораздо выгоднее производить товар в странах с более либеральной экономической политикой с тем, чтобы эти заводы работали на мировой, а не только локальный, рынок. Кроме того, иностранцам нет мотивации переносить инновации в Россию, по той же причине — такие инвестиции могут не окупиться внутренним рынком одной страны. Поэтому автомобили в России собираются крупноузловой сборкой, заводы представляют собой просто сборочные цеха, где из деталей, произведенных в других странах, как конструктор собирается готовый автомобиль — формально, на бумаге, этот автомобиль учитывается в статистике отечественного производства, а фактически большая часть пирога в этом процессе достается странам, где произведены детали. Это позволяет частично обойти протекционистский барьер, но при этом не приносит никаких инноваций. Протекционизм в сути своей является барьером на пути к инновациям.
Проще говоря, для иностранных компаний, чтобы они желали открывать не просто сборочные цеха, а полноценные производства с инновационными центрами, нужна свободная экономика с гарантиями прав собственности, а не политика импортозамещения, которая буквально говорит им следующее: «хотите оставаться на нашем рынке — размещайте производства здесь или платите высокие пошлины (25% для юрлиц)». И это реальная преграда для развития бизнеса. Я помню, что когда я хотел приобрести для себя автомобиль BMW, нужной комплектации российской сборки у дилера не оказалось, но оставалась возможность заказать автомобиль немецкой сборки. Так вот, цена такого автомобиля была выше на 20%! В итоге я вообще отказался от покупки машины этой марки. При этом наиболее высокотехнологичные комплектации BMW определенных моделей в России не собирают. Пошлина же на ввоз автомобиля физическим лицом крайне велика и составляет от 48 до 54% на автомобиль младше 3-х лет. При чем, обратите внимание, что более низкая пошлина (48%) действует в отношении более дорогих автомобилей, а 54% — в отношении бюджетных. Опять государство «беспокоится» о простом рабочем человеке.
Зато созданные в России производства в значительной степени простаивают. Как пишет интернет-издание Газета.ру: «Но даже при самых благоприятных прогнозах Минпромторга внутренний рынок не обеспечит достаточной доли загруженности производственных мощностей: объем незадействованных мощностей оценивается на уровне 47% в 2017 году и 19% — в 2025 году». Это простаивание — результат того, что государство активно регулирует автопром, ставит автопроизводителям определенные условия для работы на российском рынке. Последний же, в силу ограниченности своего спроса, не может «загрузить» производства, в то время как экспорт собранных в России автомобилей иностранным компаниям не выгоден (в России нет привлекательных условий для размещения здесь производства на экспорт).
Итак, государство в России с усердием подошло к делу ограждения российского потребителя от инноваций и доступных автомобилей. Разумеется, эти практики применяются не только в автопроме, но именно на автопроме они наиболее заметны, если не сказать «вычурны».
И классический протекционизм, и импортозамещение защищают отечественные предприятия от конкуренции. Наивно полагать, что это хорошо, поскольку только конкуренция с другими производителями за покупателя способна улучшать качество продукции и снижать на неё цену. Уверенные в своем положении, не рискующие потерять долю на рынке, эти облагодетельствованные государством производители могут не прикладывать усилий для улучшений и инноваций, ведь их товар все равно купят, а если продажи не оправдают возложенных надежд, то государство поможет субсидией (безвозмездной помощью из бюджета). В любом случае, определенная доля рынка им, можно сказать, гарантирована. Те граждане, кто не может позволить себе переплатить ту сумму, что добавляется к иностранному товару в виде пошлины чтобы получить качественный иностранный товар, вынуждены будут покупать некачественный отечественный продукт. Таким образом, мы снова убеждаемся, что протекционизм ударяет, прежде всего, по самым уязвимым с финансовой точки зрения гражданам. Но и это еще не вся беда — ведь отечественный товар, огражденный от конкуренции, может позволить себе продаваться по завышенной цене, пользуясь без-альтернативностью в сегменте бюджетных товаров.
Что нужно сделать с протекционистскими тарифами? Отменить их все. Глупо полагать, что иностранные товары могут мешать развитию отечественного производства. Во-первых, потому что не ясно, на каком основании надо лишать своих граждан дешевых товаров ради отечественного лоббиста? Во-вторых, стоит указать причины, по которым отечественный производитель не может делать свои товары дешевле иностранных. Почему не может? Например, потому что именно такой товар в его стране производить действительно не выгодно в силу климата, или цены на труд, или удаленности от сырья и т.д., а вероятнее всего — из-за государственных ограничений, мешающих бизнесу. Но зачем же мучить себя, вместо того, чтобы производить то, что выгодно производить в своей стране? Тем самым лоббист не будет принуждать своих сограждан покупать товары по завышенной цене. В самом деле, я не могу найти ни одного разумного основания в установлении пошлин, кроме как объяснения этому вредному явлению — союз государства и бизнеса. Государство исходит из фискальных интересов, поскольку протекционистские барьеры пополняют казну. Бизнес же, который в таких случаях сращивается с государством, получает защиту от конкуренции и гарантированную долю на рынке, но обеспечивается она не выбором граждан, а принуждением.
Однако с ростом глобализационных процессов классический протекционизм и импортозамещение перестали быть основными видами протекционизма для развитых стран. Современный протекционизм, который можно охарактеризовать как «внешний», построен на незаметной наблюдателю деятельности лоббистов внутри международных организаций, упрощающих торговлю между странами. Например, в рамках ВТО развитые страны могут вести не-рыночную борьбу с конкурентами из менее развитых стран с помощью насаждения высоких трудовых стандартов, которые для менее развитых стран трудно-выполнимы и лишают их конкурентного преимущества в дешевой рабочей силе. В этих процессах активно задействованы НПО (неправительственные организации) и анти-глобалисты, которые, используя риторику борцов за права женщин, детей, улучшения условий труда, борьбы за экологию, способны наносить компаниям урон, провоцировать против них судебные иски, санкции и т.д. Давайте подробнее рассмотрим этот современный протекционизм на примерах, которые приводит в своей книге «В защиту глобализации» экономист Джагдиш Бхагвати.
Неправительственные организации используют весь доступный арсенал для дискредитации, закрытия производств или наложения на них эмбарго, при этом их критика направлена не на явление, как таковое, а на конкретные страны и корпорации: «…хотя НПО исповедуют универсализм, они зависят от национальной политической и культурной среды. Это ограничивает их универсализм, когда дело доходит до определения целей и конкретных действий…Какая буря возмущения прошла в Европе, когда в рамках действующего в ВТО механизма урегулирования внешнеторговых споров было принято решение в пользу США, а именно — против введенного в ЕС запрета на производство и импорт гормоносодержащего мяса! Однако это решение практически не вызвало протестов со стороны обычно очень активных НПО, базирующихся в США». (Бхагвати, Стр.64) «НПО и их рядовые члены порой прибегают к лжи, мало отличаясь в этом от объектов своих критических нападок — корпораций, политиков и бюрократов. Вспомним попытки групп, выступающих против китобойного промысла, демонизировать образ Норвегии и ее премьер-министра Гру Брундтланд — видной активистки природоохранного движения…- в связи с осторожным увеличением норвежцами добычи китов. Другие примеры : лживые нападки на экспертов по фауне, осмелившихся предложить рациональный метод контроля численности и выбраковки слонов, а также немецкий фильм об эксплуатации детей поставщиками компании ИКЕА, оказавшийся тривиальной фальшивкой». (Бхагвати, стр. 62)
Вот пример лицемерной борьбы против детского труда, которая обернулась настоящей трагедией: «…в Бангладеш…ряды проституток пополнились девочками-подростками после того, как швейные фабриканты уволили около 50 тысяч детей, опасаясь принятого США в 1993 году Акта о препятствовании детскому труду. Этот закон ограничил импорт в США текстиля, при производстве которого используется детский труд, и известен также как Билль Харкина — по фамилии инициировавшего его известного сенатора-либерала». (Бхагвати, стр. 96)
В международном масштабе более развитые страны сегодня используют доступные им не-рыночные возможности с целью подавить конкурентов из менее развитых стран в рамках ВТО. «Развивающиеся страны рассматривают санкции, связанные с закрытием доступа на рынки, как асимметрично действующий механизм, наносящий ущерб только им. И это не паранойя. Правительства могут возбуждать юридические иски по поводу санкций только в международных торговых организациях, прежде всего — в ВТО. Бедным странам вряд ли удастся добиться, чтобы вопрос об американских торговых санкциях, наложенных из-за несоблюдения трудовых стандартов, был рассмотрен в рамках механизма разрешения споров ВТО так же, как и остальные иски. Скорее, все произойдет с точностью до наоборот. У государств-гегемонов имеется сильный козырь — они способны наказать третий мир за подобные действия, отказав ему в финансовой помощи или торговых преференциях, а также используя в целях поощрения или наказания соглашения о свободной торговле и другие политические инструменты. Примечательно, что еще никто не использовал подобных исков к американцам, тогда как они сами…добились права заставлять другие государства использовать при вылове креветок устройства, предотвращающие попадание в сети черепах». (Бхагвати, стр. 326)
Что касается набивших оскомину экологических стандартов, то это один из мощнейших инструментов давления на конкурентов. То, что экология стала инструментом протекционистов, особо не скрывается. Сенатор Дэвид Борен из Демпартии говорил об этом точно так же, как все протекционисты за десятки лет до него: «нельзя продолжать бездействовать, когда в США некоторые отрасли, например — производители углеродистой стали, тратят на экологию на 250% больше относительно ВВП, чем в других государствах…Когда я смотрю на многие отрасли, важные для моего родного штата Оклахома, я вижу несправедливые преимущества, которыми пользуются остальные страны, эксплуатируя окружающую среду и здоровье людей ради достижения экономической выгоды». (Бхагвати, стр. 198) Разве не знакомые слова? Разумеется, чтобы установить «справедливость», нужно не уменьшать налоговое бремя, высокие трудовые стандарты и давление профсоюзов, а распространить аналогичное бремя на весь мир!
Бхагвати пишет: «…иногда уровень экологических стандартов намеренно завышается, чтобы иностранные конкуренты, вынужденные нести значительные расходы на соответствие установленному уровню, не имели возможности производить рентабельную продукцию, отвечающую экологическим стандартам. В результате они становятся неконкурентоспособными». (Бхагвати, стр. 199)
Тоже самое происходит и в намеренном повышении трудовых стандартов или попытке перенести трудовые стандарты богатых стран, где они не столь обременительны, на бедные страны, чьи производители попросту разорятся, если примут их у себя. «Обеспокоенные международной конкуренцией со стороны производителей из развивающихся стран с невысокими требованиями к охране труда, профсоюзы направляют свои усилия на повышение там этих стандартов. Фактически, это форма «экспортного протекционизма» или «навязывания», когда экспортеров принуждают к принятию таких мер, которые повышают стоимость их продукции, а потому снижают ее конкурентоспособность. Так поступают импортирующие страны, когда не хотят вводить тарифно-таможенные ограничения, а взамен принуждают страны-экспортеры лимитировать свои поставки (что цинично называют «добровольными экспортными ограничениями»)». (Бхагвати, стр. 178)
Примеров протекционистских сражений на международной арене сегодня достаточно. Истерия вокруг ГМО, «дизельгейт», суды Apple с Samsung, мифическое глобальное потепление и связанное с этим преследование производств, якобы способствующих антропогенному фактору изменения климата. Особенно мелочным, давящим на эмоции способом мне кажется принуждение маркировать продукцию наклейками с определенными надписями. Например, если при производстве был использован детский труд, то наклейка должна содержать такую информацию. Аналогично с маркировками «не содержит ГМО». Нет сомнений, что обыватель из развитой страны, не склонный к глубокому анализу ситуации, непременно будет вестись на подобные уловки протекционистов-лоббистов, не осознавая, что его «доброта» напрямую повлияет на, например, увеличение детской проституции в менее развитой стране. Вспомним здесь лучше хороший совет из христианской мудрости: «пусть милостыня в твоей руке запотеет».
Что такое Протекционизм
Протекционизм — это политика правительства, которая ограничивает международную торговлю посредством импортных квот, тарифов или других ограничений, препятствующих импорту. Обычно эта политика применяется с целью защиты отечественной промышленности и увеличения экономической активности внутри страны.
Импорт — это товары или услуги, привезённые на продажу из других стран.
Политика протекционизма направлена на поддержание национальных производителей в конкуренции с зарубежными компаниями посредством ограничений импорта.
Целый ряд стран следуют политике протекционизма, однако многие экономисты согласны во мнении, что мировая экономика только выиграет, если эти ограничения будут отменены (как это бывает при свободной торговле — фритредерстве).
Основные методы протекционизма
К мерам государственного протекционизма относятся: таможенные пошлины, квоты на импорт, стандарты и качество продукции, государственные субсидии.
Таможенные пошлины
Это один из главных инструментов протекционистской политики государства. В основном все формы таможенных пошлин взимаются со страны, которая импортирует. Такие пошлины (импортные или ввозные пошлины) повышают стоимость импорта, а значит и стоимость товара для конечного потребителя.
Квоты на импорт (импортная квота)
Это нетарифные количественные барьеры, которые устанавливаются в течение установленного периода на импорт определённых товаров. Самым строгим типом является эмбарго (ввоз или вывоз установленных товаров абсолютно запрещён).
Стандарты и качество продукции
В других странах могут быть более высокие или же, наоборот низкие нормативные стандарты в области приготовления пищи, производства исходного материала и др.
Это может привести к блокировке импорта определённого товара и, следовательно, увеличению объёма производства этой продукции внутри страны.
Государственные субсидии
Существуют прямые и косвенные. Прямые субсидии — это денежные выплаты предприятиям. Косвенные субсидии — сбережения (например: предприятия получают беспроцентные ссуды, налоговые льготы).
Страны, стремясь улучшить свой торговый баланс, могут предложить своим предприятиям субсидии на экспорт. Увеличивая свой экспорт, страны стимулируют отечественный бизнес к глобальному расширению.
Формы протекционизма
В экономике можно выделить следующие формы протекционизма:
- коллективный протекционизм — практика объединения стран в группы, для проведения одной таможенной политики по отношению к другим государствам;
- селективный протекционизм — практика защиты от конкретных товаров или государств;
- отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;
- скрытый протекционизм — косвенное субсидирование местных предприятий для повышения их конкурентоспособности (на внутреннем и внешнем рынках);
- неопротекционизм — одновременно административные барьеры на импорт и субсидирование национальных производителей (импортёров и экспортёров).
Примеры протекционизма
Более высокие тарифы ЕС на обработанные пищевые продукты
В 2008 г. средний тариф ЕС на пищевые продукты первичной переработки был 9,9%, а на обработанные он был почти вдвое выше — 19,4%. Таким образом, лишь обрабатывая сырьё вне страны назначения, импортёры увеличивают стоимость продукции.
Тарифы США на импорт шин из Китая
В 2009 году США ввели пошлины на импорт китайских шин в размере 35%, и это решение было поддержано Всемирной торговой организацией.
«Банановая война»
На протяжении многих лет шла так называемая «Банановая война» между экспортёрами и импортёрами бананов (и других тропических фруктов). Такие страны, как Эквадор и Гондурас вели переговоры с представителями ЕС о снижении тарифов на импорт этих тропических фруктов.
На протяжении многих лет экспортёры платили очень высокие тарифы — 176 евро за тонну бананов. В 2012 году у них получилось прийти к соглашению и эти тарифы понизились.
Протекционизм и фритредерство
Фритредерство — это политика свободной торговли без вмешательства государства в экономику. Эта концепция противоположна протекционизму.
Соглашение о свободной торговле
Некоторые страны заключают между собой соглашения о свободной торговле. Соглашение о свободной торговле — это договор по снижению барьеров для импорта и экспорта, заключённый между двумя или более странами.
Существует свободное обращение товаров и услуг через международные границы с небольшими государственными тарифами, квотами, субсидиями или вообще без них.
Протекционизм и меркантилизм
Протекционизм — это только внутренняя политика защиты производителя. Меркантилизм же действует и на внутреннем рынке (протекционизм, ограничивает импорт), и на внешнем (увеличивает экспорт).
Меркантилизм — это экономическая система торговли, при которой государство пытается разбогатеть, увеличивая свой экспорт и ограничивая импорт. Эта система была распространена с 16 по 18 век и была основана на идее, что мировое богатство статично, поэтому страны пытались получить максимальную долю этого богатства.
Значение слова «протекционизм»
2. Устар. Система подбора на службу людей не по деловым признакам, а по знакомству, по протекции. Протекционизм отсутствовал; — интересы театра стояли на первом месте. Щепкина-Куперник, Театр в моей жизни.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Протекциони́зм (фр. protectionnisme, от лат. protection — защита, покровительство) — внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства однородных внутренних товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей. В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
ПРОТЕКЦИОНИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от латин. protectio]. 1. Покровительственная система таможенной политики в капиталистических странах, при к-рой устанавливаются высокие пошлины на ввозимые в страну иностранные товары, конкурирующие с производимыми в стране (экон.). 2. Система подбора на службу людей и устройства их дел, карьеры по протекции (см. протекция 1 ), по знакомству (разг. неодобрит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
протекциони́зм
1. корыстное покровительство, оказываемое кому-либо лицом или группой лиц, обладающих властью ◆ Канкану покровительствовали, а по системе протекционизма надо было заботиться о его развитии, и потому канкан-танцклассы открывались уже не на окраинах, а в самом центре Санкт-Петербурга. В. В. Крестовский, «Панургово стадо», 1869 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Однако протекционизм, свивший себе гнездо во всех отраслях русской жизни, по-прежнему сплошь и рядом выдвигал на командные посты лиц далеко не достойных. П. Н. Врангель, «Записки», 1916-1921 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он попытался начать борьбу с привилегиями номенклатуры, с семейственностью, протекционизмом и другими язвами режима. Анатолий Собчак, «Дюжина ножей в спину», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
2. экон. экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства ◆ У дикарей нет таможенных пошлин, нет ничего подобного протекционизму; каждый торгует с иностранцем на тех же самых правах, как с одноплеменником, сбывает товары за границу и покупает иноземные товары точно с тою же степенью свободы, с какою идёт торговля в пределах самого племени туземными произведениями. Н. Г. Чернышевский, «Критика философских предубеждений против общинного владения», 1858 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Помню также приезд на Кавказ Тенгоборгского, известного экономиста 50-х годов, который много способствовал привитию в России теории фритредерства и благодаря которому мы никак не могли отделаться от этой теории, и только при Императоре Александре III вступили на путь прямого и открытого протекционизма. С. Ю. Витте, «Воспоминания», 1911 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зоотехния — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Запретить, чтобы защитить: что такое протекционизм в экономике
Санкции на экспорт определенных товаров, субсидии для бизнеса, акцизы и сертификация, требования по определенным составам с местными ингредиентами — все это инструменты протекционистской политики государства. Когда ее применяют, с какой целью и помогает ли она решить задачи поддержки отечественного производителя — разбираемся с экономистами.
Что такое протекционизм
Протекционизм — это действия правительства, направленные на помощь определенной отрасли национальной экономики, чтобы защитить ее от внешней конкуренции.
Эти действия включают в себя введение ограничительных мер в адрес ввозимой продукции либо применение поддерживающих мер в отношении местных компаний, работающих в конкретной области. Само слово «протекционизм» имеет латинский корень, который переводится как «защита».
С XVI по XVIII век в Европе распространилась протекционистская экономическая теория и практика под названием меркантилизм. Она была основана на идее того, что мировое богатство статично и ограничено, в частности, из-за редкости драгоценных металлов. В результате власти разных государств должны были регулировать торговлю, чтобы распределять богатство в свою пользу и таким образом усиливать свою мощь и добиваться процветания нации.
Многие европейские страны старались накопить максимально возможную долю богатства путем увеличения экспорта и ограничения импорта. Так они старались добиваться торгового профицита, чтобы больше зарабатывать и меньше тратить во внешней торговле. В частности, они использовали такие протекционистские методы, как запрет колониям торговать с другими странами и введение пошлин на импортные товары. Колонии рассматривались как рынки сбыта для экспорта и поставщики сырья для метрополий, а производство в колониях было запрещено. Власти также ограничивали внутренний спрос на импорт через законы о роскоши.
Впоследствии на смену протекционизму пришла идея свободной торговли. С такой доктриной выступали в XVIII веке Адам Смит и его последователи. Смит был противником меркантилизма. Он верил, что экономика процветает, когда в стране есть свободный рынок, капитализм и конкуренция. Философ предложил идею «невидимой руки», которая направляет силы спроса и предложения в экономике, а также полагал, что свободная торговля приносит пользу всем сторонам, так как способствует разделению труда и позволяет предприятиям специализироваться на производстве тех товаров, которые они могут выпускать наиболее эффективно.
В Россию идея протекционизма проникла в середине XVII века. В полную силу протекционистская государственная политика заработала при императоре Петре I, который в 1724 году ввел таможенный тариф на ввозимые товары, которые производились и в России. Размер пошлины зависел от того, сколько такого товара производилось внутри страны, и чем больше, тем выше был тариф. C тех пор протекционизм регулярно находил применение в российской экономике.
В основном протекционистские меры можно разделить на две крупные категории:
запретительные — те, которые не позволяют иностранным конкурентам свободно ввозить и продавать товар на местных рынках;
поддерживающие — меры, которые призваны помочь местным производителям увеличить сбыт и занять потребительскую нишу.
Также меры можно условно разделить на тарифные и нетарифные, а последние могут быть: